Общественность и нацпроекты

Основные тезисы доклада председателя Федерации Общественных палат городов Нижегородской области Д.В. Стерхова «УЧАСТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ» на Съезде Общероссийского конгресса муниципальных образований.

«Деятельность общественных палат в системе взаимодействия бизнес-власть-общество»

Разрабатывая новую модели городской общественной палаты для эффективного взаимодействия в системе бизнес-власть-общество, мы опирались на конкретные нормативные акты, главным образом на Федеральный закон о местном самоуправлении.

Итак, идея создания новой модели Общественной палаты возникла в г. Саров Нижегородской области и изначально она создавалась для моногородов России. Поскольку в моногородах Российской Федерации, на мой взгляд, взаимодействие бизнеса, власти и общества особенно важно для успешного развития. Одним из основных документов для нас являлось распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р, в котором утвержден Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

Почему именно моногорода? Это как правило, города с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Но при этом в них, как правило, существуют более или менее устойчивые локальные экономики. Именно поэтому первые Общественные палаты городского уровня по нашей модели были созданы именно в моногородах.

Но в принципе мы разрабатывали модель, приемлемую для всех типов городов с населением до миллиона жителей. Мы стали моделировать ситуации, при которых самая объективная оценка изменения социально-экономической ситуации на территориях будет даваться именно самим населением.

Поскольку в России степень участия населения в общественном самоуправлении довольно низка, увеличение её стало одной из главных задач при разработке нашей модели. Кстати, в постановлении Правительства РФ предусмотрено, что оценка социально-экономической ситуации населением проводится по результатам социологических опросов, проводимых Федеральной службой охраны Российской Федерации.

О создании нашей общественной палаты по инициативе снизу, то есть по инициативе самих горожан я выступил 13.12.2016 на 7 Всероссийском съезде НКО. Доклад вызвал большой интерес у многих представителей субъектов Российской Федерации, которые просили поделиться опытом по созданию таких же палат.

Я хотел бы познакомить вас, уважаемые участники конгресса, с основными идеями проекта.

Итак, с чего все началось …

История создания

Общественная палата г.Саров создана 25 апреля 2015 года решением Первого городского Форума общественных организаций, движений и активных граждан города «Диалог. Солидарность. Ответственность». В форуме приняли участие представители более двух десятков НКО плюс активные горожане. Решение о создании ОП Сарова было принято единогласно. В число членов ОП Сарова вошли учёные, рабочие, юристы, учителя, медики, пенсионеры, журналисты и т.д. (всего 25 чел.).

 

 

 

 

Трёхлетний опыт работы модели городской Общественной палаты города Сарова, созданной как НКО по инициативе снизу, а так же недавно созданной Федерации Общественных палат городов Нижегородской области позволил сделать некоторые выводы о состоянии участия населения в местном самоуправлении на муниципальном уровне в городах и посёлках с населением 30 000 – 300 000 жителей.

 

  1. Единой общероссийской организации, которая занималась бы проблемами, защитой интересов, изучением и координацией деятельности НКО муниципального уровня в целом – не имеется. Всевозможные общественные организации всероссийского уровня единой системы влияния на НКО как государственный институт не имеют.
  2. Имеется огромное количество потенциально активных граждан, которые не входят в НКО и не принимают активного участия в местном самоуправлении, поскольку не видят возможности влиять на реальное улучшение качества жизни здесь и сейчас. Бюджеты муниципалитетов принимаются фактически без учёта мнения населения.
  3. Связи между НКО муниципального уровня слабы или отсутствуют.
  4. Связи по принципу «власть – общество – бизнес» на муниципальном уровне слабы или отсутствуют.

Если сравнить вертикаль власти и всероссийские общественные организации, работающие с НКО с крупными артериями и венами, то к их работе претензий почти нет. Однако, в жизнедеятельности организма очень важна капиллярная система, а вот она как раз и не развита. Часто чиновники МСУ становятся своего рода «тромбами» в коммуникационной системе «власть – общество». Что и приводит к застою общественного участия в местном самоуправлении, к падению активности граждан и их доверия к власти. Местные власти такое положение зачастую устраивает, поскольку позволяет «жить тихо», без излишних хлопот. Чтобы сохранить эту ситуацию чиновники МСУ лишь имитируют работу с общественностью.

Первый городской Форум общественных организаций, движений и гражданских активистов в г. Кулебаки, в ходе которого было принято решение о создании второй в Нижегородской области Общественной палаты по «инициативе снизу».

Краткий анализ работы с НКО и общественными актвистами

«Единая Россия»:

— есть местные отделения;

— есть сторонники.

Социально-психологическое влияние на население очень слабое; работает только за счёт административного ресурса. Привлечением граждан в реальное местное самоуправление не занимается.

Общественная палата РФ; Общественные палаты регионов:

— есть представители далеко не во всех муниципалитетах.

Социально-психологическое влияние на население очень слабое. Привлечением граждан в реальное местное самоуправление не занимается.

«Опора России»:

— местных отделений мало;

— актив на муниципальном уровне невелик;

— сторонников мало.

Социально-психологическое влияние на население очень слабое; работает с узким сектором населения. Привлечением граждан в реальное местное самоуправление не занимается.

ОНФ:

— местных отделений не имеет;

— актив юридически не оформлен;

— количество реально работающих сторонников неизвестно.

Социально-психологическое влияние на население «плавающее»; работает с активной частью членов различных, как правило, не связанных между собой НКО. Привлечением граждан в реальное местное самоуправление занимается не системно.

Муниципальная законодательная и представительская власти:

— работа с НКО по формальному признаку (общественные советы при…; молодёжные палаты и т.д.);

— реальные двусторонние коммуникации с населением, как правило, отсутствуют;

— мнение населения при распределении муниципального бюджета не учитывается.

Население выражает недовольство властью и участвует в протестных движениях по разным причинам. Одна из главных причин, которая выводит из равновесия самую политически устойчивую, инертную часть населения, – это грубое игнорирование её личных интересов – ЖКХ, общественный транспорт, экология, малое и среднее предпринимательство, цены, городская среда (точечная застройка и т.д.), медицина.

Зачастую это вопросы, связанные с управлением городским хозяйством и распределением местного бюджета. Иногда местные власти при распределении бюджета руководствуются какими-то частными, сиюминутными интересами, а не реальной потребностью, что раздражает горожан. Очень часто при распределении бюджета неверно определяются приоритеты (например, горожане считают, что нужно отремонтировать дорогу возле школы, а средства выделяются на замену брусчатки перед зданием горадминистрации).

 

Сход граждан, организованный ОП Сарова по проблеме «точечной застройки». В результате схода стройка в судебном порядке была запрещена.

Необходимо вовлечение населения в местное самоуправление, чтобы горожане участвовали в определении приоритетов, принятии решений и, следовательно, в какой-то степени брали на себя ответственность за принимаемые решения.

Во-первых, это позволит контролировать работу чиновников.

Во-вторых, уведёт население от участия в несистемной оппозиции (нелогично протестовать против власти, в работе которой ты принимаешь активное участие).

В предлагаемой модели в состав ОП входят представители любых реально работающих, разрешённых Законом НКО и активные граждане разного возраста, социального статуса, политических пристрастий, вероисповеданий, увлечений.

Принципиальный момент.

Членом палаты не может стать чиновник городской администрации, депутат городской думы, руководитель партии.

Общественная палата – организация НЕ политическая, однако в неё могут входить приверженцы любых разрешённых Законом партий.

 

Функции Общественных палат муниципального уровня.

* Вовлечение в механизм местного самоуправления населения на уровне города, микрорайона, двора, дома;

* Выстраивание коммуникаций между населением, НКО и местной властью;

* Общественный (народный) контроль за действиями исполнительной муниципальной власти;

* Участие в определении приоритетов в развитии городской среды и распределении той, части местного бюджета, которая определена на поддержку СО НКО;

* Координация работы СО НКО; входя в Общественную палату, НКО получают прямые связи со всеми участниками общественной жизни города; создаётся единая база данных

* Сотрудничество с другими общероссийскими и региональными организациями и учреждениями: ОНФ, «Опора России», Общественные советы при…, Городская Дума и т.д.

(Председатель ОП Сарова входит в Общественный совет при главе администрации города; и хотя Совет фактически не работает, участие в нём члена ОП показывает готовность к сотрудничеству, исключает возможных обвинений в оппозиционности и повышает статус самой палаты.)

Потенциал

Данная модель городских ОП интересна тем, что имеет структуру «матрёшки». Например, на основе ОП создаётся «параллельная» система самоуправления дворовых территорий и микрорайонов (ТОСы, ТСЖ, ТСН — прямое влияние на администрацию, на бюджет, на сферу ЖКХ). Эта модель помогает главам городов при участии самих горожан эффективно управлять городом. Например, в Нижнем Новгороде через акции «Антиснег» и «Довольный пассажир» достигнут принцип обратной связи в решении проблем между населением и главой города.

При необходимости извлекается «матрёшка» «четвёртого сектора» — домохозяйки, пенсионеры, самозанятое население, т.е. основная электоральная масса, с которой сегодня активно почти никто не работает.

Следующая «матрёшка» позволяет вовлекать в позитивное русло представителей   субкультур «пятого сектора» – рокеры, рэпперы, неформальные музыкальные объединения и т.д. не входящие в НКО. Пробуждение самосознания представителей «пятого сектора» через их культурные коды (например, проведение молодёжных фестивалей русской этнической рок-музыки) и т.д.

Судя по тому, что, узнав о данной модели ОП муниципального уровня, активисты НКО обращаются за консультациями и помощью в создании подобных ОП у себя в городах, модель оценена положительно и востребована. Активистам импонирует именно то, что такие ОП создаются «по инициативе снизу», а не по указке чиновников.

Федерация

Федерация Общественных палат городов Нижегородской области создана на Первой Конференции Общественных палат городов Нижегородской области 27 декабря 2017 года. Она объединила 6 городских Общественных палат. (Сегодня в Федерацию входит 8 палат и ещё несколько «на подходе».) К концу 2018 года планируется довести число ОП в Нижегородской области до 15.

Необходимость создания Федерации очевидна. Это позволит:

— координировать действия НКО через ОП;

— обмениваться успешными практиками (не «изобретать велосипед», если одна из палат уже отработала идею);

— оказывать методическую помощь в оформлении заявок на гранты;

— готовить рекомендации (ходатайства) в адрес грантодателей по наиболее успешным проектам и практикам;

— формировать общую базу данных (реестр НКО как городов, так и региона в целом, акций, инициатив и т.д.);

— проводить учёбу актива палат и НКО;

— оказывать юридическую поддержку «из центра»;

— проводить совместные акции, участвовать в исполнении работ по грантам и т.д.

— создать региональную дискуссионную площадку для обсуждения проблем, характерных для большинства городов региона (ЖКХ, общественный транспорт, экология, медицина и т.д.);

— запустить единый для региона информационный ресурс (интернет-сайт, газета, бюллетень) с участием всех ОП региона.

В случае успешной реализации данной модели городских ОП в других регионах РФ возможно создание областных Федераций, в Федеральных округах и Общероссийской Федерации городских Общественных палат.

Итак, наша модель работы с населением позволяет реализовать самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, предусмотренную статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Что важно — это позволит отслеживать и давать объективную оценку работе органов местного самоуправления, а также обеспечит более тесное взаимодействие населения с Федеральной службой охраны Российской Федерации при осуществлении оценки социально-экономической ситуации на местах, что, в свою очередь, позволит более качественно отслеживать результаты социологических опросов, проводимых этой службой.

По итогам представленного доклада прошу рассмотреть возможность поддержки в реализации пилотного проекта по внедрению нашей модели, исходя из принципа территориальности в федеральных округах. Наиболее удобными и показательными для реализации этого проекта в качестве пилотного считаю такие территории как Республика Крым, Приволжский Федеральный Округ (центр Нижегородская область) и Сибирский Федеральный округ (центр Новосибирская область).

План принят

На очередном заседании Исполкома Общественной палаты Сарова был принят План работы на 2019 год.

В ходе обсуждения плана были определены основные направления деятельности ОПС в текущем году, сроки и ответственные за исполнение.

 

 

 

 

 

В ближайшее время план работы будет опубликован на нашем сайте.

Кроме того председатель ОПС Дмитрий Стерхов вручил Благодарственное письмо за активное участие в работе Палаты Алексею Демидову.

О насущном: без общественности — никуда

Как ре­али­зовать май­ский Указ Пре­зиден­та РФ и нац­про­ек­ты, ко­торые бу­дут ут­вер­жде­ны в бли­жай­шее вре­мя? На этот воп­рос от­ве­чал съ­езд Обще­рос­сий­ско­го Кон­грес­са му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, ко­торый на днях прошёл Государственной Думе. Нижегородскую область представлял председатель Федерации Общественных палат Нижегородской области, эксперт Центрального штаба ОНФ Дмитрий Стерхов.

На пле­нар­ном за­седа­нии выс­ту­пили ру­ково­дите­ли Мин­фи­на, Минюс­та, Минэ­коном­разви­тия, Минс­троя Рос­сии, де­пута­ты ГД и чле­ны СФ. В ходе работы форума Дмитрий Стерхов сделал Доклад «Деятельность общественных палат в системе взаимодействия бизнес — власть — общество», вызвавший большой интерес представителей различных регионов страны.

— В этом го­ду те­ма съ­ез­да – учас­тие му­ници­паль­но­го со­об­щес­тва в ре­али­зации на­ци­ональ­ных про­ек­тов, — ска­зал пре­зидент кон­грес­са Пер­вый за­мес­ти­тель ру­ково­дите­ля фрак­ции «Еди­ная Рос­сия» в Госу­дарс­твен­ной Думе Вик­тор Кидя­ев. — Как вы зна­ете, стра­теги­чес­кая цель нац­про­ек­тов – улуч­шить жизнь каж­до­го че­лове­ка и каж­дой рос­сий­ской семьи. А это не­воз­можно без эф­фектив­ной ра­боты не­пос­редс­твен­но в ре­ги­онах, без объ­еди­нения уси­лий всех уров­ней влас­ти и граж­дан­ско­го об­щес­тва. Муни­ципа­лы иг­ра­ют объ­еди­ня­ющую роль меж­ду госс­трук­ту­рами и ини­ци­атив­ны­ми граж­да­нами, ТОСами, во­лон­те­рами. Феде­раль­ные и ре­ги­ональ­ные ор­га­ны дол­жны по­нимать это и по­могать им»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам съезда Дмитрий Стерхов получил от пре­зидента кон­грес­са Пер­вого за­мес­ти­теля ру­ково­дите­ля фрак­ции «Еди­ная Рос­сия» в Госу­дарс­твен­ной Думе Вик­тора Кидя­ева благодарственное письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для справки. Кон­гресс – круп­ней­шая ас­со­ци­ация ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния стра­ны — объ­еди­ня­ет со­веты му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний всех ре­ги­онов, а так­же шесть меж­ре­ги­ональ­ных ор­га­низа­ций, та­ких, как Ассо­ци­ация си­бир­ских и даль­не­вос­точных го­родов, Ассо­ци­ация ма­лых и сред­них го­родов Рос­сии и дру­гие. Его глав­ная за­дача — пред­став­лять и за­щищать ин­те­ресы му­ници­паль­но­го со­об­щес­тва на фе­дераль­ном уров­не, ока­зывать ме­тоди­чес­кую и пра­вовую под­дер­жку, об­суждать с прив­ле­чени­ем эк­спер­тов ини­ци­ати­вы по со­вер­шенс­тво­ванию му­ници­паль­но­го за­коно­датель­ства. С кон­грес­сом сот­рудни­ча­ют бо­лее 500 луч­ших му­ници­паль­ных эк­спер­тов со всей стра­ны, в том чис­ле бо­лее 50 де­пута­тов Госу­дарс­твен­ной Думы. Кон­грес­су по­руче­но еже­год­но го­товить док­лад Пра­витель­ству РФ о сос­то­янии дел в мес­тном са­мо­уп­равле­нии.

И снова реформа по обращению с отходами!

На днях  на радио «Россия» прошла очередная передача с участием председателя Федерации Общественных палат городов Нижегородской области Дмитрием Стерховым.

Разговор в студии шёл о начавшейся в стране реформе по обращению с бытовыми отходами.  В беседе о «мусорной» реформе приняла участие эксперт Федерации по экологии Анастасия Плужникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— У людей в этой теме огромный информационный голод, — считает Д. Стерхов. — Вот рамках отведённого на передачу времени мы и постарались дать ответы на волнующие слушателей вопросы, но это капля в море. Информационной, разъяснительной работы впереди очень много!

ОПС: старт дан

На днях в Центре поддержки предпринимательства состоялось первое в 2019 году собрание Общественной палаты Сарова. Члены ОПС заслушали и обсудили доклад председателя Палаты, рассказали о деятельности рабочих групп и высказали предложения в планы на начавшийся год.

В своих выступлениях члены палаты в качестве недоработки отметили недостаточную системность в работе и пассивность некоторых членов. При этом большая работа была проведена по становлению Федерации Общественных палат городов Нижегородской области, а так же по налаживанию ОПС и Федерации связей с федеральными структурами, работающими в сфере НКО. В частности Общественная палата Сарова в качестве представителя Федерации вошла в состав федеральной организации Союз НКО России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приняв к сведению отчёт о работе в прошлом году, собрание поручило Исполкому ОПС в короткие сроки определить приоритетные направления деятельности и подготовить проект плана работы, который будет принят на следующем собрании Палаты.

 

ОП РФ о проблемах СМИ

Федерация Общественных палат городов Нижегородской области активно работает со всеми общественными организациями, занимающимися формированием гражданского общества в России. На днях заместитель председателя Федерации, журналист Александр Ломтев был включён в состав Координационного совета региональных СМИ при Общественной палате РФ и принял участие в его работе. Мы попросили его рассказать о своей поездке в Общественную палату РФ.

— Мою кандидатуру в качестве члена Координационного совета при Общественной палате РФ предложила федеральная организация — Альянс руководителей региональных СМИ (АРС-пресс), членом которой я давно являюсь как директор Информационного агентства «Саров». А поскольку этот Координационный совет создан по инициативе Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ, я, конечно, с удовольствием согласился в нём поработать. Ведь без хорошо развитого информационного сообщества трудно представить себе активное и полноценное гражданское общество в целом. А сегодня у СМИ существует масса проблем, среди которых и слабая защищённость, и падение доверия населения, и падение уровня профессионализма по той причине, что в журналистику через соцсети, через новые информационные пространства приходит множество дилетантов. Очень хорошо, что Общественная палата РФ озаботилась этой проблемой и взяла её решение под контроль.

Дискуссия, состоявшаяся в ходе заседания получилась бурная, но конструктивная, а вели заседание Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич и исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ Софья Дубинская.

Съезд НКО России: итоги и планы

Вчера в Москве завершился ежегодный Съезд НКО России, который собрал делегатов из всех субъектов РФ!   Особое внимание было уделено развитию местного самоуправления в регионах в контексте развития некоммерческого сектора на территориях, поддержке Президента В.В. Путина. На Съезде было принято важное и востребованное временем решение — создать непартийное движение Федеральный Народный Совет. В состав организационной рабочей группы по подготовке и формированию этого движения, объединяющего муниципальные общественные палаты, некоммерческие организации, ТОСы, городских  активистов, работающих на территориях РФ вошёл председатель Федерации Общественных палат городов Нижегородской области Дмитрий Стерхов. Он поделился своими впечатлениями от этого большого мероприятия:

— Это были насыщенные дни. Был драйв. Была энергетика, которой, как говорят участники, было пропитано буквально всё. Много положительных практик от НКО из регионов в самых различных областях. Я работал на нескольких площадках. Работал и как спикер и как эксперт.

Для меня  стало неожиданностью и было приятно получить награду от Съезда. Специальную награду национальной премии Атлант — Диплом за большой вклад в развитие гражданского общества в субъектах Российской Федерации мне вручили Бабичев Игорь Викторович — руководитель аппарата Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы  СФ РФ, Максимов Андрей Николаевич – председатель Комитета по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ и Айгистов Александр Анатольевич – президент Общенационального союза некоммерческих организаций.

В последний день работы Съезда делегаты говорили, что ощущают большой эмоциональный подъём, положительный заряд, который получили за эти дни. А это значит, что наша работа не прошла даром. И что участники Съезда увозят наши практики в разные регионы страны, чтобы уже там, начать претворять их в жизнь.

  

  

  

  

***

В кулуарах Съезда Д. Стерхов и его заместитель А. Ломтев провели ряд переговоров с представителями НКО разных регионов РФ о возможности распространения на их территориях саровской модели создания Общественных палат муниципального уровня.

  

IX Съезд НКО России

Завтра, 18 декабря в Москве стартует IX Съезд некоммерческих объединений России. В мероприятии примут участие представители различных НКО из всех регионов Российской Федерации. Федерацию Общественных палат городов Нижегородской области на Съезде будет представлять её председатель Дмитрий Стерхов.

За три дня работы делегаты Съезда расскажут о проблемах своих регионов, поделятся опытом и успешными практиками, обсудят новые государственные приоритеты в развитии некоммерческого сектора, роль НКО в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, а также роль народного контроля, участие НКО в формировании управленческих элит и так далее.

Кроме того, в ходе Съезда будет вручена Национальная общественная премия «Атлант-2018», пройдут семинары и мастер-классы по ключевым направлениям деятельности НКО, состоятся консультации делегатов Съезда в центральном офисе Союза НКО.

Дмитрий Стерхов выступит с программным заявлением о необходимости создания Общественных палат муниципального уровня по инициативе «снизу» и расскажет об опыте подобной инициативы в Нижегородской области.

Свалки за околицей

Активисты ОНФ и Федерации Общественных палат городов Нижегородской области провели рейд в окрестностях села Большой Макателём Первомайского района. Жалобы жителей села подтвердились.

Суть обращения сельчан в том, что после сноса ветхого жилья и расселения жителей, снесённый старый жилой фонд, был не утилизирован, как это следовало сделать, а был вывезен за околицу и свален на пустыре и в поле. Теперь прямо за селом «красуются» две больших несанкционированных свалки из стройматериалов.

Рейд, проведённый сегодня, 21 ноября, показал, что сообщение жителей села соответствует действительности: безобразные свалки можно наблюдать прямо с окраины села. Теперь участники рейда выяснят имена и должности «авторов» такого нелепого решения и подготовят материалы для обращения в правоохранительные органы и в Центральный штаб ОНФ.

 

 

 

 

 

 

  

Радио России: что с транспортом?

Вчера в прямом эфире Радио России председатель Федерации общественных палат городов Нижегородской области Д. Стерхов и председатель Общественной палаты города Сергач И. Рожков обсуждали проблемы общественного транспорта в городах Нижегородской области.

В ходе передачи приводилось много примеров по этой животрепещущей теме. Ведущие рассказывали о мониторингах, проведённых в городах области, обсудили со слушателями острые вопросы, касающиеся общественного транспорта в городах Н.Новгород, Саров, Арзамас, Сергач, Первомайск. Отвечали на вопросы слушателей.

Это не первая и не последняя встреча по темам, которые общественники контролируют  в городах, где имеются Общественные палаты созданные по инициативе снизу.